Всем любителям истории Кавказа известно, что благодарственный молебен и парад в честь окончания Кавказской войны прошли на месте современного поселка Красная Поляна. Но поселок большой, где именно?
У Сергея Духовского приведено подробное описание этого события, но из ориентиров указан только «высокий курган», на котором расположились священники и аналой. Несколько лет спустя в Красной Поляне побывал А. Старк, упомянув «посередине Романовского селения далеко видимую гигантскую пихту», под сенью которой, как утверждалось, и проходил торжественный молебен. Через время, к сожалению, древняя пихта была варварски срублена греками. Но на разошедшейся по интернету фотографии мы ещё можем ею любоваться:
Однако отсутствие панорамы на заднем плане фотографии не даёт возможности определить точное местоположение лагеря.
Единственным документом, где зафиксировано положение лагерей четырёх отрядов, является «Карта действий Даховского отряда», но он рождает больше вопросов, чем ответов.
Здесь обозначены и лагеря, и , по-видимому, тот самый курган в середине. В этом месте в Мзымту впадает река «Чепси», называемая позже «Пузико», а теперь - Ачипсе или Лаурой. Современный вид этого слияния рек совсем другой:
Сейчас Ачипсе впадает в Мзымту под спускающимся отрогом, где совершенно нет ровного места, способного поместить тысячи человек (25 тыс – общая численность войск, сошедшихся в урочище Кбаада). На этом мысу расположен яблоневый сад, будто в память бесчисленных плодовых садов, украшавших некогда процветавшие здесь аулы.
Русла горных рек могут сильно меняться, но отроги хребта Псекохо вряд ли могли сдвигаться. Остаётся «передвинуть» лагерную поляну чуть вверх по Ачипсе, на место, ныне застроенное Газпромом. Именно сюда спускалась перевальная тропа, по которой шли Псхувский и Мало-лабинский отряды, а сейчас тянутся канатки Газпрома. Именно здесь завершался путь через перевал Псеашхо. Древность этой дороги подтверждают остатки массивной крепости Ачипсе, расположенной прямо над слиянием рек Ачипсе и Мзымты.
Ещё в начале 20 века, когда окончанию Кавказской войны не исполнилось и сорока лет, на отсутствие памятника этому событию указывал Дьячков-Тарасов, посещая Красную Поляну после перехода с учениками через перевал Псеашхо: «Красная Поляна (Кбаада) была в июле 1864 свидетельницей знаменательного события в истории Кавказа: здесь, в присутствии Великого Князя Михаила Николаевича был отслужен молебен по случаю покорения последних из непокорных кавказских племен, какими оставались ещё ахчипсховцы и псховцы… Ни малейших следов памятника этого события мы не нашли. Следует, однако, надеяться, что живописный и полезный по обилию минеральных ключей уголок, названный «городом» Романовском и вызванный столь недавно к жизни, вспомнит о забывчивости отцов и поставит хотя бы белый обелиск из местного камня с золочёным орлом сверху.»
Лишь век спустя, накануне зимних Олимпийских игр 2014 года, история этого места вновь была поднята буквально на копьях. Некоторые общественные организации (уж не знаю, называть ли их черкесскими, так как сомневаюсь, что они действовали от имени и в интересах адыгов и абхазов) попытались представить место проведения Игр (Красная Поляна и Эстосадок) как трагический образ изгнанных и уничтоженных Российской империей горских народов. Но нет худа без добра: в 2012 г, в «Джигетском сборнике» была опубликована статья Ю.Г Аргуна, абхазского этнографа, с призывом к оргкомитету Олимпийских игр в Сочи соорудить в Красной Поляне памятник к 150-тилетию окончания Кавказской войны (по выражению автора – «русско-кавказской»). Однако несколькими годами раньше, к юбилею Красной поляны, на въезде в поселок уже была установлена стела с православным крестом сверху и пирамидой у подножья, где был выбит текст об основных исторических событиях, в том числе и о параде русских войск в урочище Кбаада. Видимо, поэтому призыв абхазского ученого остался без удовлетворения, хотя сама идея была своевременна.